В России разрабатывается закон об ограничении выбросов парниковых газов

В России разрабатывается закон об ограничении выбросов парниковых газов

Концепция закона об ограничении выбросов парниковых газов включает в себя два крупных блока. Первый предусматривает ведение обязательной углеродной отчётности крупнейшими эмитентами и предоставление информации в уполномоченный правительством орган. Крупнейшими эмитентами выбросов парниковых газов считаются предприятия, которые выбрасывают более 150 тысяч тонн эквивалента СО2. Остальные организации вправе предоставлять углеродную отчетность по собственному желанию. Таким образом, будет создана информационная основа для управления выбросами парниковых газов в различных отраслях.
Второй блок подразумевает формирование правовой базы для обращения углеродных единиц с целью снижения углеродного следа и привлечения инвестиций. Любая организация сможет реализовать климатический проект на добровольной основе.
Появление нового класса инвестиционных проектов, направленных на выполнение климатических целей Парижского соглашения, даст возможность создать в России рынок, связанный с обращением углеродных единиц. Это стимулирует инвестиции в данную сферу и, используя рыночный механизм, сформирует цену на выбросы парниковых газов.
Тем не менее законопроект не предусматривает ограничительные меры для бизнеса, отсутствуют квоты и плата за выбросы парниковых газов. Приоритетом является защита интересов российских производителей.
Председатель Комитета по энергетике Государственной думы России и президент Российского газового общества (РГО) Павел Завальный назвал этот подход правильным, потому что введение ограничительных мер не будет полезно для экономики и является слишком жесткой формой стимулирования декарбонизации. Он подчеркнул, что в стране достаточно экологичный топливно-энергетический баланс, хорошие результаты по снижению выбросов, составившие 49% за период с 1990 по 2017 год, и большой потенциал в сфере энергосбережения.
Российские компании работают над повышением экологической безопасности производства, транспортировки, переработки энергоресурсов, над соответствующей модернизацией оборудования и технологий. Но это требует времени и средств, и на данном этапе эффективнее будет стимулировать скорейшую декарбонизацию всех технологических процессов с помощью мер поддержки, а не жестких ограничений.
Павел Завальный также высказал мнение, что нужно серьезно относиться к рискам, связанным с намерением Евросоюза и ряда других стран форсировать энергопереход за счет введения ограничений и углеродных сборов.
Ответом на эти вызовы должны стать выстраивание и реализация стратегии низкоуглеродного развития страны. Не менее важна серьезная и предметная практическая работа по повышению экологической безопасности экономики. Учитывая положения Парижского соглашения по климату и реальную перспективу введения углеродных сборов, важно вести опережающую работу по снижению негативного влияния промышленности на окружающую среду. Это необходимо для поддержания глобальной конкурентоспособности. Рассматриваемый законопроект станет первым шагом в данном направлении.
Поддерживая законопроект, комитет в своем заключении указал несколько замечаний. Например, при установлении целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов для отраслей экономики будет необходимо учитывать особенности применяемых технологий производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Также важно избежать рисков ведения двойного учета. В настоящее время некоторые парниковые газы уже рассматриваются в рамках системы учета загрязнения атмосферного воздуха, а данные по ним включаются в статистическую отчетность. Соответственно, учет таких веществ в рамках новой системы может привести к расхождению данных. Помимо этого, следует исключить риски двойного регулирования в отношении одного предприятия, к которому могут быть применены разные целевые показатели сокращения выбросов парниковых газов в разрезе отраслей и в разрезе субъектов страны.

Источник: angi.ru