Россия увеличит мощности малых СПГ-заводов в четыре раза

Россия увеличит мощности малых СПГ-заводов в четыре раза

В России будет активно развиваться направление малотоннажного производства СПГ. Соответствующая дорожная карта, утвержденная правительством, предусматривает четырехкратное увеличение мощности малых СПГ-заводов к 2025 году. Их производительность достигнет 400 тысяч тонн в год.
На фоне существующих объемов производства СПГ (27,7 млн. тонн) и планов по вводу новых крупнотоннажных мощностей (до 46-65 млн. тонн в 2024 году), это, казалось бы, не так много. Но большие заводы СПГ работают на экспорт, а малотоннажные предприятия обеспечивают потребности внутреннего рынка, которые будут увеличиваться по мере расширения использования сжиженного газа в качестве газомоторного топлива и газификации отдаленных и изолированных регионов.
На сегодняшний день в России функционируют 11 малотоннажных заводов по производству СПГ совокупной мощностью около 100 тысяч тонн. Загружены они всего на 40%, а на внутренний рынок продукцию поставляют только восемь заводов. Работают лишь 10 автозаправочных СПГ-станций. Сжиженный природный газ используют 1145 квартир и домовладений в четырех населенных пунктах.
Заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач отметил, что в настоящее время внутренний рынок СПГ в России остается микроскопическим. Объемы годового потребления СПГ в стране в два-три раза меньше среднего дневного спроса на природный газ, и уже поэтому у внутреннего рынка СПГ есть потенциал для быстрого роста.
Об использовании СПГ как ресурса для альтернативной газификации говорят достаточно давно. Сжиженный газ возможно доставлять любым видом транспорта в отдаленные районы, где трубопроводная газификация не представляется возможной. При этом он значительно экологичнее мазута, дров или угля.
В дорожной карте также предусмотрено внесение изменений в федеральный закон "О газоснабжении", которые подразумевают введение государственного регулирования платы за подключение к газовым сетям. Таким образом, для населения газификация на основе СПГ окажется доступной, несмотря на дополнительные требования к инфраструктуре и затраты на доставку. Проект поправок к закону будет представлен в июне 2021 года.
В планах также упоминается расширение использования СПГ как топлива для транспорта, включая сельскохозяйственную и дорожно-строительную технику, а также автомобильный, железнодорожный и водный транспорт. Соответствующие директивы будут отправлены в хозяйственные общества, где доля государственного участия превышает 50%.
Алексей Гривач высказал мнение, что осуществлению этих планов будет мешать гораздо более высокая себестоимость СПГ, необходимость создавать инфраструктуру производства и потребления почти с нуля, а также высокие риски для окупаемости проектов и неопределенность регуляторной среды. Помимо этого, он уверен, что для придания импульса развитию рынка малотоннажного СПГ необходима поддержка государства.
В дорожной карте она предусмотрена. Уже в мае 2021 года будут внесены предложения о возможности экспорта СПГ, произведенного на малотоннажных заводах, для повышения экономической рентабельности их строительства с условием поставки части продукции на внутренний рынок. Помимо этого, прорабатываются меры по увеличению инвестиционной привлекательности, а также проекты развития газомоторной инфраструктуры.

Источник: teknoblog.ru