Перевозка СПГ подорожала вдвое

Перевозка СПГ подорожала вдвое

Фрахтовые ставки для перевозки СПГ в октябре 2021 года более чем удвоились, если сравнивать с сентябрьскими, превысив 200 тысяч долларов в сутки на тихоокеанском направлении и приблизившись к 140 тысячам долларов на атлантическом.
Аналитики объясняют скачок высокими ценами на газ и нехваткой танкеров. При этом наблюдается заметный ценовой разрыв в ставках на перевозку СПГ в Европу и в Азию. Его связывают с более высокими ценами на газ в Азии на фоне энергетического дефицита в Китае, что делает регион более привлекательным и ведет к росту спроса на тихоокеанские суда.
Так, по данным Baltic Exchange, перевозка австралийского СПГ танкером вместимостью 180 тысяч кубометров в Токио, обходившаяся в октябре 2020 года в 76 тысяч долларов в сутки, 28 сентября 2021 года стоила 98 тысяч долларов в сутки, 5 октября - уже 123 тысячи долларов, а 19 октября - 262 тысячи долларов в сутки.
Рост фрахтовых ставок на спотовом рынке отмечается при доставке СПГ в порты не только Тихого океана, но и Атлантического.
По данным ценового агентства Spark Commodities, ставка дневного фрахта танкера вместимостью 160 тысяч кубометров для поставок в порты Тихого океана 19 октября составила 202,5 тысячи долларов в сутки, в порты Атлантического океана - 138,2 тысячи долларов в сутки, что стало максимумом с середины января 2021 года.
Существенный ценовый разрыв между фрахтовыми ставками на танкеры, работающие на атлантическом и тихоокеанском направлениях, обусловлен конъюнктурой на рынке газа. На фоне дефицита энергоресурсов в Китае, который обслуживается тихоокеанскими танкерами, существенно выросла величина так называемой азиатской премии (разницы в стоимости природного газа в Азии и Европе). Сейчас она составляет 5,7 доллара за MBTU, а в некоторые дни превышала 10 долларов. Это делает АТР более привлекательным направлением для поставщиков газа, что, в свою очередь, повышает спрос на тихоокеанские танкеры.
Сравнивать ставки на фрахт в октябре 2021 года с октябрем 2020 года нельзя, так как тогда были совершенно другие цены на сам газ. Сегодняшний уровень ставок на фрахт на спотовом рынке аналитики объясняют высокими ценами на СПГ и недостатком судов.
При этом нельзя забывать, что рынок газовозов делится на три сегмента. Это двухтопливные суда типа XDF и MEGI, на которых обычно вывозят СПГ с американских проектов, танкеры с трехтопливной дизель-электрической установкой (TFDE), а также устаревшие танкеры с паровой установкой, не предназначенные для перевозок больших объемов. Ставка на фрахт судов первого типа сейчас составляет около 200 тысяч долларов в сутки, второго - 150 тысяч долларов, а третьего - 100 тысяч долларов.
Рост фрахтовых ставок СПГ-танкеров представляет собой сезонное явление. Как правило, своего годового пика котировки достигают в конце октября или начале ноября с увеличением объемов поставок из-за приближения зимнего пика потребления газа. Объем мировой торговли СПГ за первые 20 дней октября составил 21,9 млн. тонн, что почти на 9% больше, если сравнивать с тем же периодом прошлого месяца. Текущая ситуация схожа с прошлогодней, когда наблюдался рост среднемесячных фрахтовых ставок на фоне увеличения объема торговли СПГ с сентября по октябрь на 9,9%. Тогда ставки выросли с 66 тысяч долларов до 91 тысячи долларов в сутки для атлантических танкеров и с 57 тысяч долларов до 84 тысяч долларов в сутки для тихоокеанских.
Снижение фрахтовых ставок обычно начинается в середине или второй половине ноября. К концу года они достигают отметки в примерно 100 тысяч долларов в сутки. Однако в 2021 году степень неопределенности крайне велика на фоне высокой потребности в природном газе со стороны Европы и Азии. Если же наступит холодная зима, может повториться ситуация конца 2020 года и начала 2021 года, когда фрахтовые ставки СПГ-танкеров после непродолжительного падения в ноябре уверенно росли вплоть до начала января 2021 года, превысив отметку в 300 тысяч долларов в сутки.

Источник: kommersant.ru