Биржевая стоимость СУГ поставила абсолютный рекорд

Биржевая стоимость СУГ поставила абсолютный рекорд

Биржевая стоимость сжиженных углеводородных газов, которые используются в том числе как автомобильное топливо, поставила абсолютный рекорд на фоне дефицита на рынке и снижения предложения из-за сделки ОПЕК+. Параллельно в России резко растут оптовые цены на бензин. Производители СУГ считают, что на текущем уровне цены вряд ли продержатся долго, отмечая, что резкая волатильность связана со снятием карантина и обычной для этого товара сезонностью.
Стоимость сжиженных углеводородных газов (базис-станция Войновка) на СПбМТСБ с 10 июня превышает 35 тысяч рублей за тонну, что является рекордом с момента создания индекса на этой площадке в январе 2019 года. Этот уровень на 36% выше показателей аналогичного периода 2019 года. Оптовые цены на бензин, с которым СУГ (пропан-бутан) конкурируют в сегменте автомобильного топлива, в начале июня также побили рекорды.
При этом рынок СУГ отыгрывает не менее резкое падение в марте-апреле 2020 года. Тогда биржевая стоимость СУГ опускалась на этом базисе до 13 тысяч за тонну, а на других базисах - ниже 10 тысяч за тонну на фоне карантинных мер, связанных с пандемией коронавируса, и снижения спроса. В апреле спрос на СУГ очень резко упал, так как потребители опасались проблем со сбытом и минимизировали остатки. В то же время со второй половины мая, когда карантинные меры начали смягчать, все игроки на рынке бросились скупать СУГ по упавшим к тому моменту ценам, чтобы восполнить запасы.
Резкий скачок спроса дал эффект временного дефицита, что, как и скупка контрагентами больших партий, толкнуло цены вверх. При этом ажиотаж на рынке наложился на период проведения профилактических ремонтов на заводах производителей СУГ.
Весной потребление СУГ в качестве моторного топлива в отдельных регионах сократилось на 70-80% из-за введенных в рамках борьбы с коронавирусом ограничений. Также, учитывая физико-химические свойства продукта, его практически невозможно накопить, так как резервуарные парки имеют крайне ограниченный объем. В итоге цены на СУГ в апреле-мае упали до отрицательных значений в местах производства, и многие компании досрочно остановили заводы на плановый ремонт.
В настоящий момент идет восстановление спроса, при этом возник локальный дефицит. В ближайшее время при выходе заводов на нормальный режим рынок сбалансируется.
Также есть мнение, что текущая динамика цен на СУГ объясняется низкой базой, так как весной эти же котировки обновляли многолетние минимумы. Так как СУГ представляет собой ярко выраженный сезонный продукт, рост спроса на него в конце весны и начале лета в принципе характерен, так как поддерживается увеличением потребления автогаза для частных нужд. Например, ПАО "СИБУР Холдинг", крупный производитель СУГ, не снижало биржевые продажи, а с начала июня даже значительно их увеличило.
Министерство энергетики и ФАС с 1 апреля по 30 июня вдвое снизили норматив обязательных биржевых продаж СУГ для производителей (до 2,5% от производства).
Помимо этого СИБУР и НОВАТЭК в мае получили скидку в 40% на перевозку СУГ по всем направлениям по железной дороге, которая будет действовать до конца 2020 года.
Наконец, дефициту СУГ способствуют и общеотраслевые причины: снижение добычи газового конденсата на фоне общего сокращения добычи газа на 20%, эффект сделки ОПЕК+. СУГ получают из широкой фракции легких углеводородов, производство которой могло сократиться с 1 мая в связи со снижением нефтедобычи. В обычной ситуации весной произошел бы рост цен на СУГ, но в 2020 году из-за карантина и упавшего спроса с конца марта до начала мая котировки были на дне. Сейчас цена достигла рекордных по году значений и в перспективе следует ожидать некоторого снижения.

Источник: ГК "Газовик"