ПАО "Газпром" провело учения в Арктике

ПАО "Газпром" провело учения в Арктике

В навигационном сезоне 2019 года ПАО "Газпром" построило в Карском море разведочную скважину № 4 на Ленинградском газоконденсатном месторождении и поисково-оценочную скважину № 1 на Скуратовском лицензионном участке.
Компания уделяет самое пристальное внимание безопасности работ. Регулярно проводятся комплексные учения по реагированию на чрезвычайные ситуации. В ходе таких мероприятий отрабатываются совместные действия различных служб и подразделений, например, по ликвидации пожара или разлива нефтепродуктов.
Учения проводятся ежегодно, спектр и сложность выполняемых операций растет, увеличивается численность привлекаемых к работам специалистов и технических средств. В мероприятиях, организованных в 2019 году в Карском море, приняли участие более 600 человек, 15 судов и вертолет экстренной медицинской эвакуации.
Арктика представляет собой уникальную часть планеты с нетронутой первозданной природой, защита и сохранение которой является очень важной задачей. Именно поэтому ко всем проводимым здесь работам необходимо относиться с особым вниманием и осторожностью.
Помимо невероятной красоты и уникальной природы, Арктика также известна своими суровыми климатическими условиями. У специалистов "Газпрома", работающих на шельфе Карского моря, есть всего около 100 дней в году, чтобы успеть построить морские разведочные скважины в так называемый межледовый период, который обычно длится с июля до середины октября.
К капризам погоды добавляется расстояние, которое также усложняет освоение недр региона. Места проведения геологоразведочных работ зачастую удалены от береговых баз снабжения и портов на расстояние до 250 км.
Белые медведи достаточно любопытны и практически не боятся людей и техники, подобные знакомства с хищниками таят в себе опасность. О том, как себя вести в этих ситуациях, учат в ходе специального инструктажа.
В отличие от медведей, моржи не проявляют активности и интереса к геологоразведчикам и достаточно пугливы. Чтобы их не потревожить, специалисты стараются обходить места скопления этих животных.
Прошедшие учения, как и в прошлые годы, были направлены на проверку готовности специалистов и техники к оперативным действиям во время нештатных ситуаций.
Первой "нештатной ситуацией" в ходе учений стал "пожар" на буровой платформе. Для борьбы с условным очагом возгорания были задействованы многофункциональные аварийно-спасательные суда. Они оснащены пожарными лафетными стволами, которыми при необходимости управляют дистанционно из рубки.
Система пожаротушения использует забортную воду, а создаваемое давление позволяет бороться с огнем на расстоянии 100 метров. Кроме того, суда такого класса имеют систему самоомовения мелкодисперсной водой, что позволяет подходить к очагу на максимально близкое расстояние, исключая опасный нагрев корпуса.
После успешной ликвидации "пожара" специалисты приступили к отработке навыков по локализации и дальнейшей ликвидации условного разлива нефтепродуктов. Для этого были спущены на воду специальные заграждения. Развертывание системы прошло за 1,5 часа силами семи человек палубной команды и катера бонопостановщика, что позволило оперативно приступить к устранению последствий "загрязнения".
В каждую секцию бона, перед тем как выпустить в море, закачали воздух. В результате получилось монолитное заграждение длинной 250 метров, которое ограничило "растекание нефтепродуктов". В учениях их роль выполнял специальный сорбент. Он состоит из органических опилок и рисовой шелухи и совершенно безопасен для местной флоры и фауны.
Затем с помощью специального устройства был произведен сбор условных нефтепродуктов с поверхности воды. Благодаря системе щеточных конвейеров скиммер забирает водно-нефтяную смесь и сепарирует ее, после чего собранные нефтепродукты сливаются в специальные емкости для дальнейшей утилизации на берегу.
Так как работа специалистов происходит в условиях открытой воды, следующей отрабатываемой на учениях внештатной ситуацией стал "человек за бортом". Его роль выполнял манекен. В подобных спасательных операциях счет идет на минуты, поскольку температура воды в Карском море в летние месяцы колеблется от 0 до +7 градусов Цельсия. Находиться в такой воде человек может не более 15 минут.
"Пострадавшего" забрали с поверхности воды и оказали первую помощь. На всех МФАСС постоянно дежурят врачи, суда оборудованы лазаретами и медицинской техникой, позволяющей провести реанимационные мероприятия.
По сценарию учений после оказания помощи на борту судна "пострадавшего" необходимо было перевезти в медицинское учреждение на берег. Для его оперативной транспортировки на палубу судна прибыл вертолет Ми-8 МТВ экстренной медицинской эвакуации, оборудованный системами жизнеобеспечения. В сопровождении медиков "пострадавший" был доставлен в госпиталь для дальнейшего наблюдения и реабилитации.
Помимо возможных нештатных ситуаций с людьми и техникой, Арктика кроет в себе еще одну опасность, которая заключается в присутствии айсбергов и льдин. Встречающиеся в акватории Карского моря дрейфующие глыбы могут при столкновении нанести серьезный урон буровым платформам и судам. Чтобы избежать таких ситуаций, компания внимательно изучает ледовые объекты и совершенствует операции с ними.
Перед стартом работ проводится обязательная ледовая разведка с помощью ледоколов. Для наблюдения за географическим положением и строением больших льдин площадью в несколько квадратных километров специалисты компании высаживаются на ледовые поля, где устанавливают до трех радиобуев по краям и один в центре. После таяния и разрушения льда буи попадают в воду. Их собирают с поверхности аварийно-спасательные суда и ледоколы.
Если с высадкой на льдину особых проблем не возникает, то с айсбергами все сложнее. В этом случае используются беспилотные летательные аппараты, которые также устанавливают радиобуи для получения необходимых данных.
Кроме того, за айсбергами наблюдают из космоса. Спутники ведут радиолокационную, мультиспектральную и оптическую съемку морских участков для выявления и отслеживания потенциально опасных ледовых объектов.
Информация передается в аналитический ледовый центр Морспасслужбы, где ее анализируют и выдают прогнозы дрейфа и разрушения ледовых объектов. Ежедневно отчеты о спутниковом мониторинге передаются на все суда, находящиеся в районе работ.
Единственный способ избежать неприятных последствий от встречи с дрейфующей глыбой льда - подвинуть айсберг на безопасное расстояние. Так, во время учений 2019 года специалисты ООО "Газпром геологоразведка", которое с января 2020 года носит название ООО "Газпром недра", впервые в России осуществили буксировку айсберга стальными тросами. Водоизмещение айсберга составило 1,5 млн. тонн. Ранее для таких операций использовались полипропиленовые тросы, и в 2018 году даже был поставлен отраслевой рекорд, когда ООО "Газпром геологоразведка" отбуксировало айсберг объемом 2 млн. тонн. Вместе с тем, использование стальных тросов позволяет увеличить скорость буксировки и в перспективе захватывать айсберги большей массы.
Подобная операция происходит следующим образом: суда подходят друг к другу, металлический трос крепится к кормовым частям судов, затем они огибают айсберг с двух сторон, охватывая его тросом, и начинают движение параллельным курсом.
Ледовые объекты буксируются на 2 мили (около 4 км) в безопасный район для изменения траектории дрейфа.
По итогам учений все поставленные цели были достигнуты, подтверждена готовность и достаточность сил и средств. Обеспечение промышленной безопасности, охрана окружающей среды и регулярная отработка навыков по реагированию на чрезвычайные ситуации являются гарантом сохранения первозданной природы Арктики.

Источник: ПАО "Газпром"